|
САЛЫ И СЕРЭ (СЕРЕ)
Казахская знать не любила “салов” и “серэ”, называла их кривляками, дешевыми фокусниками. На самом деле певцы типа “салов” и “серэ” были в условиях дореволюционного Казахстана яркими представителями песенного и поэтическ ого искусства. Одевались они оригинально, изысканно. Их необычный наряд и раздражал степных воротил. В наше время эстрадный или оперный певец, отправляясь на гастроли, везет с собой в чемодане свои концертные костюмы. У “салов” и “серэ” не было этих возможностей. Они выступали в аулах, в степи, на ярмарках и базарах. Они всегда носили свои концертные костюмы, и эта необычная нарядность и отличала их внешне от обыкновенных, простых людей.
Народ любил “салов” и “серэ”, они пользовались исключительным почетом и уважением. Они были любимцами, баловнями казахской публики. Молодые женщины и девушки держали их коней под уздцы, когда они приезжали и отправлялись в путь, избранные красавицы собственноручно подавали им чашки с чаем, “салу” и “серэ” разрешалось пройти за шымылдык – занавес, за которым сидела невеста.
“Салы” и “серэ” были артистами в подлинном значении этого слова. Они находились всегда в центре внимания, на виду у всех, они преданно служили искусству. В памяти народной особое место занимают такие творческие личности как Биржан-сал и Ахан- серэ.
А. Жубанов. Соловьи столетий. – Алма-Ата,1966. – {Фрагменты}
Вернуться назад
|