|
КЮЙ ДИНЫ НУРПЕИСОВОЙ “16-ЫЙ ГОД”
Сильные впечатления оставили в сознании Дины Нурпеисовой события 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин – тех, кого называли тогда “инородцами”. Во многих местах Казахстана вспыхнули восстания против “реквизиции” - так официально называлась эта мобилизация. Повстанцы выступали и против эксплуатации трудящихся феодальным байством, которая усилилась во время мировой войны. Мобилизация показала казахским трудящимся, что местные баи и феодалы являются для них не менее беспощадным врагом, чем царизм. Детей баев, мулл, волостных правителей, биев, старшин не посылали на тыловые работы. Вместо них, зачастую под своими же фамилиями, баи посылали тех бедняков и батраков, которые не подлежали призыву по своему возрасту и семейному положению. Во главе восстаний оказались лучшие сыны казахского народа, такие, как Амангельды Иманов. Казахские народные акыны и композиторы не могли остаться безучастными к народному горю и гнев у. Они создали многочисленные произведения, в которых запечатлены грозные события, всколыхнувшие степь.
Несмотря на то, что карательные отряды правительства рыскали везде, жестоко подавляя восстания и наказывая их участников, в казахскую степь уже проникали слухи о том, что готовится свержение царя. Эти слухи приносили учителя, студенты, русские рабочие и солдаты, ушедшие с фронтов империалистической войны. Все лето и осень 1916 года между аулами скакали всадники, которые просили “суюнши”(подарок за сообщение добрых вестей). Они трубили на всю степь, что, мол, царя уже свергли, что Указ мобилизации на тыловые работы уже потерял силу, что будет равенство и товарищество, свобода всем!
У Дины был мобилизован сын Журунбай, и она, уже в совершенстве владея к этому времени домброй, сочиняет кюй, посвященный 1916 году, и называет его “Набор”. В народе этот кюй распространен под названием “Шестнадцатый год”. В отличие от одноименных произведений других народных композиторов “Шестнадцатый год” Дины в основе своей оптимистичен, в нем нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении белого царя. Кюй с начала и до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах – в рефрене – мимоходом возникают мотивы мужественного раздумья,восставших, песня всадников, скачущих, а может быть, и наступающих на врага.
А. Жубанов. Струны столетий. – Алма-Ата, 1958. – {Фрагменты}
Вернуться назад
|