|
“ГАККУ” ИБРАЯ
В доме полукругом уселись гости. На большой деревянной кровати сидела красивая девушка – семнадцатилетняя Какима. В руках у нее гармонь-однорядка. Сильно раздувая меха, девушка играла что-то бравурное, и гости слушали с
восхищением.
“Ибрай! Ибрай едет!” - крикнул кто-то с улицы. Гости зашевелились, уселись поплотней, освобождая для знаменитого певца самое почетное место.
Красиво одетый джигит вошел в дом, вежливо поздоровался. Он сел на уготованное ему место, прислонил к стенке домбру, коротко спросил о здоровье собравшихся и задумчиво помолчал. Он сразу же заметил девушку на кровати. Какима тоже незаметно разглядывала певца. Внесли самовар, и девушка принялась разливать чай. Она очень аккуратно наполняла чашки душистым чаем, почтительно протягивала гостям. Ибрай с восхищением наблюдал за девушкой и, хотя давно уже утолил жажду, пил чашку за чашкой, любуясь тем, как красивая хозяйка подавала ему снова и снова.
Наконец убрали дастархан. Певец взял домбру, настроил ее и
запел. Он пел свободным, мощным голосом, пел артистически, изящно, вдохновенно. В доме стало как-то просторней и светлей. По законам тех времен девушка не могла разъезжать по аулам. Многое слышала Какима об Ибрае, но видела его впервые. Мужчины в доме поражались мощи голоса певца, а Какима следила за каждым его жестом, жадно прислушиваясь к каждой новой песне. Приезд Ибрая явился счастливым событием для Какимы. Какима не была робкой, стеснительной девушкой, как все казашки в ауле, она не очень-то придерживалась законов “степного кодекса”, держалась очень свободно, независимо, гордо; играя на гармони, сбрасывала с головы платок. Слушая ее игру и пение, люди даже не замечали по добных нарушений мусульманского “приличия”.
Ибрай любовался ее игрой на гармони, ее голосом, ее свободными манерами, восхищался ее складной, остроумной речью.
Вечером в доме с обрал ось стольк о народу, что, как говорят казахи, нельзя было и “лисе просунуть морду”. Ибрай был в ударе, он пел песню за песней. Аккомпанируя себе на гармони, сменяла его Какима. Ибрай был в восторге. Он уже всей душой привязался к одаренной девушке. Когда глубоко за полночь гости разошлись, молодые остались ненадолго одни и признались, что полюбили друг друга. Всю ночь Ибрай не мог уснуть, от радости, от счастья он не находил себе места, не было с ним и верных друзей, которым бы он мог поведать свою тайну, свою любовь, и, едва дождавшись утра, певец обратился к своей неразлучной спутнице – домбре. После утреннего чая по просьбе собравшихся он спел еще несколько песен, а потом обратился к Какиме:
“Какимажан, а эту песню я дарю тебе”.
Ты лебедь, что плавно скользит по воде;
Коль раньше слыхала такое, то где?
Расплавившись в звуках домбры и гармони,
Гакку, мое сердце пылает в огне.
Люди не сразу догадались, что это была новая песня Ибрая, и не знали, кого певец так нежно называл “Гакку”. Только Какима, сидевшая на кровати, таинственно улыбалась, когда певец радостно, ликующе пел припев:
“Гакку, Гакку, гагагага…” а Ибрай, воодушевляясь, запел громче, восхваляя на разные лады загадочную избранницу его сердца Гакку.
Я ни слова из песни не утаю,
С ней объеду я всю страну мою.
Словно гусь, летящий с юга домой,
Прокричу эту песню в родном краю.
Нравом девушки ласковой и нежней,
Слава хана – ничто в сравненье с моей,
Лебедь, если она плывет вперед,
Ни за что не сравнится с Гакку моей.
О загадочной Гакку знали лишь Ибрай и Какима. По рассказам современников, Ибраю было тогда лет двадцать. Так родилась знаменитая песня “Гакку” - вершина песенного творчества Ибрая. Нет казаха, который не знал бы этой песни.
А. Жубанов. Соловьи столетий. – Алма-Ата,1966. – {Фрагменты}.
Вернуться назад
|