|
КЮЙ КУРМАНГАЗЫ “САРЫ-АРКА”
Еще не наступил полдень, но жаркое степное июньское солнце уже успело разогреть воздух и накалить придорожные камни. В чуткой тишине степи слышался мерный, неторопливый топот коня. Грызя удила и настороженно поводя ушами, он как бы прислушивался к своему седоку, а седок оставался спокойным и лишь изредка оглядывался назад, будто проверяя, не обронили чего-нибудь. Широкоплечий, большелобый, с крупными чертами лица и большой раздвоенной бородой всадник был одет, несмотря на жару, в купы (верхняя одежда вроде армяка) на подкладке из верблюжьй шерсти, кожаные штаны и большую меховую шапку. За спиной у него висело ружье, а на передней луке седла – домбра в войлочном мешке.
Направлялся он в сторону Сары-Арки, и к полудню достиг небольшой зеленой лужайки. Спрыгнув наземь и ласково потрепав коня по белому лбу широкой ладонью, путник разнуздал его и пустил пастись. Недвижимый в глубоком раздумье, человек глядел в чуть синеющую даль. Как бы в полусне он взял рукой домбру у самого основания грифа, потрогал указательным пальцем струну и, переложив домбру в левую руку, быстро и уверенно пробежал пальцами по струнам. Над степью волнами понеслись звуки домбры.
Так рождался кюй великого казахского композитора-инструменталиста Курмангазы “Сары-Арка”. Преследуемый царскими властями, он вынужден был бежать из родных мест и теперь прощался с ними своей вдохновенной песней. Кюй “Сары-Арка” не просто выражает тоску изгнанника по родному краю, а создает широкий образ народной жизни, того лучшего, героического, что заложено в народном характере. Рожденный чутким сыновьим сердцем кюй Курмангазы “Сары-Арка” был гневным голосом самого народа, голосом степи, широкой и бескрайней.
Необъятно велика казахская степь. Кто только не побывал в ней, кто не проходил по ее неоглядным просторам! – всем места хватило: прошел Коркыт, неся за спиной свой кобыз, Асан-печальник (полулегендарный герой, искавший для народа обетованную землю без нужды и угнетения), тронувший горестным плачем, жадный Карабай (богатый бай-феодал из народной легенды “Козы-Корпеш и Баян- Слу”, ценивший превыше счастья человек а свои бесчетные стада), перегонявший свои стада, Кобланды (герой наро дного эпоса, защитник народа от чужеземных захватчиков- джунгар) во главе своих доблестных воинов. Все они побывали здесь и остались жить в песнях и сказаниях народа. И ты – ныне безвестный и бесприютный – останешься вечно живым в памяти народа. Пусть безлюден сейчас твой путь - ветер расскажет о тебе потомкам. Таковы мотивы “Сары-Арка”.
Наступал вечер. Взнуздав коня, подтянул подпругу и, приторочив домбру к луке, всадник легко вскочил в седло и тронулся в путь. Теперь он уже не оглядывался. Его сухопарый конь, горячась, закусив удила и натягивая повод, стремительно ускорял бег, будто подбирая под себя землю. Только пыль заклубилась вослед.
А. Жубанов. Струны столетий. – Алма-Ата,1958. – {Фрагменты}
Вернуться назад
|