|
|
|
|
|
|
|
|
Welcome!
Souvenir.kz – it is a souvenirs and presents in the ethnic style. Here You will find unusual presents, articles from the felt, wood, leather, metal, porcelain, national clothing, jewelry, weapon, musical instruments, toys, lashes, pictures. We hope, You will find read further more
|
|
|
|
|
|
|
|
КЮЙ КУРМАНГАЗЫ “САРЫ-АРКА”
Еще не наступил полдень, но жаркое степное июньское солнце уже успело разогреть воздух и накалить придорожные камни. В чуткой тишине степи слышался мерный, неторопливый топот коня. Грызя удила и настороженно поводя ушами, он как бы прислушивался к своему седоку, а седок оставался спокойным и лишь изредка оглядывался назад, будто проверяя, не обронили чего-нибудь. Широкоплечий, большелобый, с крупными чертами лица и большой раздвоенной бородой всадник был одет, несмотря на жару, в купы (верхняя одежда вроде армяка) на подкладке из верблюжьй шерсти, кожаные штаны и большую меховую шапку. За спиной у него висело ружье, а на передней луке седла – домбра в войлочном мешке.
Направлялся он в сторону Сары-Арки, и к полудню достиг небольшой зеленой лужайки. Спрыгнув наземь и ласково потрепав коня по белому лбу широкой ладонью, путник разнуздал его и пустил пастись. Недвижимый в глубоком раздумье, человек глядел в чуть синеющую даль. Как бы в полусне он взял рукой домбру у самого основания грифа, потрогал указательным пальцем струну и, переложив домбру в левую руку, быстро и уверенно пробежал пальцами по струнам. Над степью волнами понеслись звуки домбры.
Так рождался кюй великого казахского композитора-инструменталиста Курмангазы “Сары-Арка”. Преследуемый царскими властями, он вынужден был бежать из родных мест и теперь прощался с ними своей вдохновенной песней. Кюй “Сары-Арка” не просто выражает тоску изгнанника по родному краю, а создает широкий образ народной жизни, того лучшего, героического, что заложено в народном характере. Рожденный чутким сыновьим сердцем кюй Курмангазы “Сары-Арка” был гневным голосом самого народа, голосом степи, широкой и бескрайней.
Необъятно велика казахская степь. Кто только не побывал в ней, кто не проходил по ее неоглядным просторам! – всем места хватило: прошел Коркыт, неся за спиной свой кобыз, Асан-печальник (полулегендарный герой, искавший для народа обетованную землю без нужды и угнетения), тронувший горестным плачем, жадный Карабай (богатый бай-феодал из народной легенды “Козы-Корпеш и Баян- Слу”, ценивший превыше счастья человек а свои бесчетные стада), перегонявший свои стада, Кобланды (герой наро дного эпоса, защитник народа от чужеземных захватчиков- джунгар) во главе своих доблестных воинов. Все они побывали здесь и остались жить в песнях и сказаниях народа. И ты – ныне безвестный и бесприютный – останешься вечно живым в памяти народа. Пусть безлюден сейчас твой путь - ветер расскажет о тебе потомкам. Таковы мотивы “Сары-Арка”.
Наступал вечер. Взнуздав коня, подтянул подпругу и, приторочив домбру к луке, всадник легко вскочил в седло и тронулся в путь. Теперь он уже не оглядывался. Его сухопарый конь, горячась, закусив удила и натягивая повод, стремительно ускорял бег, будто подбирая под себя землю. Только пыль заклубилась вослед.
А. Жубанов. Струны столетий. – Алма-Ата,1958. – {Фрагменты}
Вернуться назад
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Dollar | |
Euro | |
Russian ruble | |
|
|
|
|
|
|
|
|